Архитектурно-планировочные решения мостов. Перильные ограждения.

В проекте современного моста через Босфор, предложенном немецкими инженерами Диккерхофом, Видманом и архитектором Ломером, проезжая часть сделана с переменными направлениями уклонов по условиям конструкции. На опоры — пилоны с двусторонними консольными плечами положена непрерывная (на всю длину моста 1200 м) лента проезжей части из напряженного железобетона.

Архитектурно-планировочные решения мостов. Перильные ограждения.

Благодаря провесу ее в пролетах создается напряжение конструкции. Получившийся таким образом общий волнообразный продольный профиль моста имеет лишь чисто формальное сходство с древними турецкими мостами, на которые ссылаются авторы проекта. Наибольшая высота здесь не над судоходным габаритом, а над опорами (которые должны иметь из-за провеса ленты еще дополнительную высоту).

В качестве примера современного моста с волнообразным продольным профилем скорее можно привести осуществляемый в натуре мост через Волгу между городами Саратов и Энгельс. Его профиль определился; 1) необходимой высотой габаритов двух судоходных фарватеров в русле Волги, 2) понижением уровня проезжей части в остальной части русла — в целях экономии на высоте опор и 3) желанием избежать на проезжей части: горизонтальных участков, чтобы обеспечить продольный сток дождевых вод.

Однако следует сказать, что правильность принятого здесь продольного профиля представляется спорной: понижение опор достигается лишь за счет уменьшения их верхних частей пустотелой конструкции, что дает весьма незначительную экономию, а возможность скопления воды на проезжей части мало вероятна, так как на мосту спустить воду всегда можно через водоотводные отверстия по местным уклонам. Кроме того, протяженные продольные уклоны на мостах представляют значительную опасность для автотранспорта особенно в случае гололеда, в этом районе весьма обычного. Поэтому лучшим решением продольного профиля было бы: 1) соединение двух самых высоких точек над судоходными фарватерами прямой линией, 2) симметричный уклон (относительно уклона в сторону реки) от середины главного пролета к правому берегу и вогнутая сопрягающая кривая (в этом случае она переместилась бы с пролетных строений на подход) при встрече с рельефом земли. Такое решение проезжей части значительно улучшило бы и внешний вид моста, придав ему общее динамическое очертание.

Многочисленные перильные ограждения мостов и набережных рек и каналов Ленинграда, являющиеся в своем большинстве выдающимися художественными произведениями, широко известны. Одним из украшений Москвы стали ограждения на мостах, сооруженных в 1936-1938 гг. на Москве-реке, Водоотводном канале и Яузе. Как первые, так и вторые перила выполнялись в большинстве случаев путем отливки художественного рисунка из чугуна.
Перила городских мостов имеют особенности, отличающие их от других видов перильных ограждений, таких, как ограждения балконов, лестниц и т. д. Во-первых, перила мостов нередко имеют очень большую протяженность, особенно когда нужно оградить не только мост, но и подходы к нему. Строительная стоимость перил поэтому может выражаться в очень значительной сумме. Таким образом, вопрос экономии в перильных ограждениях мостов весьма важен, и всякое новое решение конструкции, снижающее стоимость погонного метра перил, как правило, ведет к значительной экономии в общей строительной стоимости сооружения.

Примером решения композиции и рисунка с четким силуэтом, хорошо воспринимаемым издали, служат перила Большого Каменного моста в Москве, особенно его подходов. Однако вблизи эти перила производят впечатление излишней тяжеловесности, и детали их выполнены грубо. Совершенно по иному принципу сделаны перила Большого Устьинского моста в Москве, где заполнение решено без всякого силуэта; издали оно воспринимается лишь спокойной легкой сеткой. Все внимание здесь обращено на хорошую прорисовку деталей, рассчитанную на рассматривание вблизи.
Обычная для мостовых сооружений большая протяженность перил требует соответствующих композиционных приемов с учетом распределения акцентов, применения сложного ритма или других художественных средств для получения цельных и гармоничных решений.

Для этого, например, в почти цент-ричных элементах рисунка перил набережной Мойки в Ленинграде горизонтальные размеры несколько увеличены по сравнению с вертикальными, что заметно только в строго фронтальном их изображении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *