Архитектурно-планировочные решения мостов. Перила из прокатного металла.

До последнего времени металл считался наиболее удобным материалом для перильных ограждений мостов. Он по весу изделия на один погонный метр значительно легче камня, что благоприятно для размещения на пролетных строениях. Кроме того, из металла можно воспроизвести (при отливке, сварке, холодной обработке и т. д.) самые различные формы и рисунки по замыслу художника и архитектора.

Архитектурно-планировочные решения мостов. Перила из прокатного металла.

В XVIII — XIX вв. были в ходу кованые перильные ограждения. Чугунное литье для перил начало применяться в XVIII в. и имеет распространение до сего дня. Лишь в последнее время, в период послевоенного строительства мостов, стали широко применять конструкции перильных ограждений городских мостов из элементов профильной прокатной стали, соединенных на сварке.

Для уменьшения веса перил уже в прошлом веке делали пустотелое литье с толщиной стенок 3-4 мм. Именно так (около 1830 г.) выполнены сложные перила на Аничковом мосту через р. Фонтанку в Ленинграде по рисунку А. П. Брюллова.
К сожалению, изготовление пустотелых с тонкими стенками чугунных отливок для перильных ограждений сейчас совсем забыто. Чугунолитейные заводы выпускают литье сплошных сечений, несмотря на то, что при сплошном литье процент брака значительно больше из-за длительного и неравномерного охлаждения изготовленной отливки. Так, со сплошным сечением были изготовлены даже массивные формы перил Большого Каменного моста, Крестовского путепровода и путепроводов на шоссе Энтузиастов. Этот ненужный расход материала, естественно, еще больше увеличивает стоимость чугунных перил.

Самыми экономичными являются перила из прокатного металла, со сварным соединением элементов между собой, установленные на путепроводах проезда Бутырского хутора, и на двухъярусном мосту через Днепр. Однако рисунок заполнения в этом случае рационален лишь самый простой, так как увеличение количества элементов и точек их приварки неизменно сделает работу по изготовлению сварных перил чрезмерно трудоемкой и дорогой. Для получения криволинейных очертаний отдельных элементов заполнения наиболее пригодно полосовое сечение элементов, изгибаемых в холодном состоянии или с нагревом по специальному шаблону-кондуктору. При этом изгиб производится по меньшему измерению сечения, а большее направлено поперек перил; таким образом, сечение лучше противостоит возможным горизонтальным усилиям, которым обычно подвергаются перильные ограждения.

При необходимости введения в рисунок заполнения перил элементов скульптурного орнамента возможны решения сварных перил с небольшими чугунными деталями, прикрепляемыми на винтах или привариваемыми при помощи медных электродов. Комбинированная конструкция из прокатного металла, соединяемого на сварке, и чугунного литья дала значительный экономический эффект, будучи применена при устройстве перил на Северном путепроводе, где протяженность перильных ограждений по обеим сторонам получилась более 2 км.

В случае применения на путепроводе литых чугунных перил со сложным рисунком заполнения (например, 1 пог. м перил путепровода, построенного в 1951 г. по проекту Дормостпроекта на шоссе Энтузиастов, стоил 1953 руб.) стоимость их составила бы 4 млн. руб. Даже в случае применения самого простого и легкого заполнения чугунных перил (принятая тогда как типовая решетка Дормостпроекта с венками и кольцами стоимостью 1100 руб. за 1 пог. м) стоимость перил Северного путепровода выразилась бы в сумме 2 млн. 200 тыс. руб. С целью максимальной экономии средств и получения в то же время перил, обладающих архитектурой выразительностью и монументальностью, для Северного путепровода были запроектированы перила, основанные (как по рисунку, так и по конструкции) на принципе комбинации чугунного литья и прокатного металла стандартных профилей. Это снизило стоимость 1 пог. м перил до 500 руб. и дало экономию по сравнению с перилами такого типа, как на Горбатом мосту, в 4 раза, т. е. на весь мост — 3 млн. руб.

Не анализируя художественной стороны перил Северного путепровода, рассмотрим их в качестве примера комбинированной конструкции. Основной рисунок перил Северного путепровода состоит из трех горизонтальных элементов (верхний является поручнем) и заполнения из вертикальных стержней квадратного сечения. Перильные столбики сделаны широкими по фасаду, являясь главным архитектурным акцентом типовой секции перил. Для создания более крупного, чем чередование столбиков, ритмичного шага, в соответствии с большой протяженностью путепровода, через три секции в каждой четвертой помещены шестиугольные вытянутые по горизонтали чугунные доски с орнаментом на сельскохозяйственную тему. Конструкция перил — сборная; они состоят из отдельных элементов, монтируемых при установке: несущих столбиков, секций заполнения и навесных чугунных досок. Столбики также сборные: каждый состоит из двух совершенно одинаковых чугунных лицевых стенок толщиной до 10 мм с орнаментом на внешней поверхности. Они соединены между собой двумя швеллерами, обращенными полками внутрь и выполняющими роль торцовых стенок столбика. Весь столбик установлен на литой чугунной базе и сверху закрыт прямоугольной чугунной шапкой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *