Проектирование новой архитектуры

Одним из способов развития рисовальной техники, быстрого восприятия объемно-пространственной композиции, точности передачи изображенного и преумножения навыков зрительной памяти является методика изучения и быстрого воспроизведения извитых работ мастеров живописи и графики.

Проектирование новой архитектуры

Еще в юном возрасте я увлекся изучением и копированием рисунков знаменитых русских художников — В. А. Серова, П. П. Чистякова, И. И. Шишкина, К. П. Брюллова, В. М. Васнецова, копировал их картины, а потом раздаривал друзьям и родственникам. Такую творческую школу прошли многие художники и архитекторы.

В дальнейшем к технике копирования вернемся, будучи аспирантом Академии архитектуры. В Академии была прекрасная библиотека, укомплектованная уникальными книгами и монографиями по искусству и архитектуре. Здесь можно было изучить академические издания Витрувия и А. Палладио, Петра Гнедича и Огюста Шуази, посмотреть содержание семи томов знаменитой \»Архитектурной энциклопедии второй половины XIX века\» Гавриила Барановского, подшивки дореволюционной архитектурной периодики.

Среди аспирантов ходили слухи (очевидно, не беспочвенные), что основные фонды библиотеки, составленные совсем уж уникальными экземплярами, находятся в подвальном книгохранилище. Но доступ туда имеют только академики и члены-корреспонденты. Якобы это фонды с трудом раздобыл президент Академии архитектуры В. И. Заболотный, обратясь за помощью к Н. С. Хрущеву, и привез их \»с запада\» к концу войны, в 1944-1945 годах Безусловно, нам — аспирантам — хотелось бы увидеть все эти библейские ценности.
В удовлетворении нашего желании нам помоста директор библиотеки Мария Федоровна Гридина высокообразованный специалист и библиотекарь, знавшая несколько иностранных языков коренная ленинградка, бывшая в знакомстве с семьями Лансере Бенуа и других широко известных деятелей искусства и архитектуры.

Мария Федоровна побила живопись, особенно акварель, следила за различными художественными выставками и иногда делилась с нами своими впечатлениями о работах.
Естественно, графически \»создать\» тог антураж, природу того региона, где будет строиться объект, будь то среда Крыма с кипарисами, пальмами, морскими просторами, будь то средняя полоса России с березовыми и сосновыми ротами, будь то чистый Север с изображением белого снежного покрова, засыпанных снегом ветвей деревьев и темного неба.
Однако следует заметить, что \»копирование\» для архитекторов — побочный продукт их деятельности, который нужен в основном для развития навыков графическою исполнения. И не нужно копировать в буквальном смысле — линия в линию, цвет в цвет, так как это делают отдельные художники, выполняя копии Шишкина или Перова, Левитана или Репина для продажи \»своих\» полотен.

Известные слова братьев Весниных, которые, рассуждая методе рисования с натуры, говорили: \»Прежде всего надо отмести все методы \»срисовывания\» и \»копирования\» как методы, приучающие рисующего к пассивному отношению к натуре… Надо твердо усвоить, что рисование есть активный процесс — большая работа мысли, глаза и руки\».
Возвращаясь к методу \»копирования\» произведен и Дж. Пиранези и других мастеров классической гравюры, хотим еще раз подтвердить, что это было не копирование в чистом виде, а тщательное изучение композиции и рисунка, не вдаваясь в подробности антуража и стаффажа, изображенного в работах, то есть тренировки зрительной памяти и быстрого исполнения.

Изучение и копирование произведений крупнейших мастеров искусства практикуется в отдельных архитектурных школах Украины, России и западных стран. Так, в Московском архитектурном институте при выполнении графических клаузур студенты отрабатывают навыки работы с предметной и беспредметной композицией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *